«Вы согласны вернуть смертную казнь?» - этот вопрос, как цунами, захлестнул общественность после страшных событий в Белгороде: шесть ни в чём неповинных человек застрелил убийца в считанные секунды…
Пожизненное заключение – достаточное ли наказание за злодеяние?
«Гуманисты» считают, что только Бог даёт человеку жизнь, он же и забирает её, что человек не имеет права лишать другого жизни и т.д.
Споры среди учёных и общественных деятелей не прекращаются. Видимо, дискуссии закончатся не скоро…
На уроках литературы в пятом классе мы сейчас изучаем «Приключения Тома Сойера». Это любимая книга детства, поэтому, надеюсь, каждому известно её содержание. Помните индейца Джо, безжалостного убийцу?
Удивительным, непостижимым уму образом классическая мировая литература обладает способностью отвечать нам на все вопросы современности, в частности и на тот, который стоит в заголовке.
«Индейца Джо зарыли у входа в пещеру; люди съезжались на похороны в лодках и в повозках – из городов, поселков и с ферм на семь миль в окружности; они привезли с собой детей и всякую провизию и говорили потом, что похороны доставили им такое же удовольствие, как если бы они видели саму казнь.
Эти похороны приостановили дальнейший ход одного дела – прошения на имя губернатора о помиловании индейца Джо. Прошение собрало очень много подписей, состоялось много митингов, лились слезы и расточалось красноречие, избран был целый комитет слезливых дам, которые должны были облачиться в траур и идти плакать к губернатору, умоляя его забыть свой долг и показать себя милосердным ослом. Говорили, что индеец Джо убил пятерых жителей городка, но что же из этого? Если бы он был сам сатана, то и тогда нашлось бы довольно слюнтяев, готовых подписать прошение о помиловании и слезно просить об этом губернатора, благо глаза у них на мокром месте».
Как видите из прочитанного, общество совершенно не изменилось со времён Марка Твена. С каким же сарказмом говорит писатель о защитниках убийцы! «Лились слёзы», «проводилось много митингов», «убил пятерых жителей городка, но что же из этого?» Даже сатану защищать нашлись бы слюнтяи, считает Марк Твен.
Как же сегодня обстоит дело? 74% опрошенных в социальных сетях за то, чтобы вернуть смертную казнь. Из числа несогласных
(26%) предлагают такие варианты наказания:
- показаны урановые рудники
- сибирский лесоповал.
- 18-часовой рабочий день.
Показалось интересным такое мнение:
"Совершенно определенный, очень узкий круг вполне конкретных лиц, без всяческих референдумов, принял решение об отмене смертной казни. За этим последовало вполне ожидаемое катастрофическое увеличение насильственных преступлений против личности.
Убийцы и насильники, получающие минимальные, а иногда и условные сроки, правильно поняли идею продолжателей ГУЛАГовских традиций и практически установили криминальный террор против гражданского населения страны.
Так что в запасе у эффективных менеджеров, кроме чудовищно раздутых карательных органов , еще на всякий случай припасена черная армия садистов, насильников и убийц. С другой стороны, доведя народ до точки кипения и якобы уступив настойчивым требованиям народа, они могут вернуть смертную казнь, но, как всегда, используют это в своих интересах".
*
"В сегодняшней России смертную казнь вводить нельзя.
Конечно, есть такие персонажи, которых хочется самолично порвать на британский флаг голыми руками. И при самом тщательном рассмотрении не просматривается никаких оправданий их дальнейшему существованию на этом свете.
Однако, в России, по разным данным, до половины заключённых сидит по ошибке или по подставе. При этом значительная часть тех, кто по всем понятиям и законам очевидно должен сидеть, гуляют на свободе (да ещё и издеваются над нами всеми).
Конечно, ошибки бывают везде, но если ошибка - человеческая жизнь, а процент ошибок - до 50%, то затея очевидно принесёт больше вреда, чем пользы.
*
Из статьи Ильи Репина об отмене смертной казни:
- 29 августа 1908 года исполняется восемьдесят лет Льву Николаевичу Толстому. Самым большим торжеством для юбиляра было бы услышать в этот день издание закона об отмене смертной казни.
*
Лев Толстой осуждал смертную казнь
Вместе с другими деятелями культуры: с В. Соловьевым, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, П. Кропоткиным, В. Немировичем–Данченко, А. Франсом, Г. Брандесом, Э. Карпентером и др. писателями, учеными, философами, юристами и общественными деятелями – в 1907 году Лев Толстой выступил против смертной казни.
Толстой в отношении к смертной казни исходил из своего мировоззрения: «непротивления злу насилием». Он считал, что если человек заблуждается из-за недостатка образования, совершает аморальный поступок, то ему надо помочь, объяснить, поддержать… Интересно, что Лев Толстой объяснял бы Чикатило? Христос велел не противиться злу - эта библейская истина - главный мотиватор мировоззрения Толстого…
Актуальна мысль писателя о том, что нужно не казнить и не ссылать, а уничтожать те условия, в которых зарождаются люди, впоследствии преступающие закон.
*
Максимилиан Робеспьер:
«Смертная казнь необходима, - говорят приверженцы древнего и варварского обычая: - без нее нет достаточно могущественной узды для преступления». Но кто сказал вам это? Вычислили вы все пружины, при помощи которых уголовные законы могут воздействовать на человеческие чувства. Увы! Еще кроме смерти сколько есть физических и нравственных страданий, которые может вынести человек.
Жажда жизни уступает гордости, самой могущественной из всех страстей, господствующих в сердце человека; и самое ужасное из всех наказаний для общественного человека, это позор, как угнетающее свидетельство общественного отвращения. Когда законодатель имеет возможность карать таким множеством самых различных способов, как может он дойти до мысли о необходимости прибегать к смертной казни? Кары существуют не для того, чтобы мучить виновных, а чтобы предупредить совершение преступления опасением подвергнуться этим карам".
"Казнить нельзя помиловать" - где поставите вы запятую?