Как говорят англичане, «чтобы узнать вкус пудинга, совсем не обязательно есть весь пудинг, достаточно попробовать один кусочек».
Чтобы судить об открытых уроках Дмитрия Быкова, совсем не обязательно посещать все занятия, достаточно побывать на одном уроке, потому что все они однотипны и цель у них одна: «разорвать шаблон» традиционного представления о русском писателе, препарировать его, как Базаров – лягушку, опорочить и выявить недостатки.
Итак, идём на открытый урок с Дмитрием Быковым. Тема урока – «Есенин. Хроника падения». Обратим внимание на формулировку темы – это звучит как «говорящие» фамилии в пьесах.
Вообще-то, школьная программа при изучении творчества Есенина предлагает такие темы:
"Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" Сведения о жизни и творчестве Есенина.
«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Главные мотивы творчества Есенина.
Тема любви к Родине, природе родного края в лирике С.Есенина.
Тема сострадания и милосердия ко всему сущему в стихотворениях Есенина.
«Тебе в залог я сердце оставляю». – «Персидские мотивы» Сергея Есенина.
Но Дмитрий Быков выбирает «хронику падения»… Точнее – придумывает.
В конце урока делает выводы: «Высоцкий наследует Есенина. Это прямая аналогия. В чём главная тема Высоцкого и Есенина? Какая главная особенность состояния похмелья? – Рефлексия. Раскаяние. Стыд».
По Быкову, главная тема Высоцкого и Есенина связана с главной особенностью состояния похмелья…
Что очень полезно и важно детишкам усвоить…
Не верьте, детишки, Быкову! "Есенин - чудо поэзии. И, как о всяком чуде, о нем трудно говорить.
Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не
только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого
человеческого сердца". (Ю.Марцинкявичюс)
С нотками пренебрежительности рассказывая о любимом нашем поэте, Дмитрий Быков подводит детишек к кульминационному моменту своего урока: начинает ломать в неокрепшем сознании учащихся представление о золотоволосом певце родного края, который обнимается с берёзами. «Внешность обманчива», - говорит детям Быков. Это чтобы они не любили Есенина за его очаровательную внешность. Дальше "учитель" устрашающе произносит: «Голос Есенина – это жуткий рык со страшными интонациями, сильнейшим рязанским акцентом». Про «страшный рык» Есенина он говорит довольно долго с угрожающими интонациями, как бы стараясь передать "отвратительный" голос Есенина.
Спрашивается, зачем он сеет? Воплощает план Даллеса в жизнь? «Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ – станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов. Вот так мы это сделаем!»
Крестовый поход против Есенина, Высоцкого – кому это нужно? Самые любимые народом писатели подвергаются экзекуции (ещё один пример: фильм «Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой»)…
Цитаты от Быкова: "У Есенина слышны интонации горечи и какого-то злорадного удовольствия при виде собственного распада. Вот почему его любимый автор - Достоевский". Достоевского он ассоциирует с распадом...
"Есенин – поэт-транслятор без воображения. Основное состояние Есенина – это пьяноватая ностальгия".
Вынесен приговор Есенину: "... лучшее из написанного им сегодня почти никому неизвестно, а чтут, цитируют и до сих пор поют на свадьбах то, что написал безнадежный алкоголик в состоянии прогрессирующей деградации…»
Что Быков считает "лучшим из написанного" Есениным - никому неизвестно... Лично самому Есенину очень нравились его "персидские стихи", и он считал их лучшими из всех, что написал.
Дмитрий Быков о творчестве Есенина: "Медицински точно воспроизведённая хроника пьянства и похмелья, хроника распада"…
Ничего святого...
Это был открытый урок "мастер-класс" с Дмитрием Быковым ... "Мастер" показал волшебство есенинской поэзии.)))