- Господа, прошу внимания! Прошу внимания. Cофья, моя жена, пойдет завтра в деревню помогать крестьянским матерям. Это... это так прекрасно! Это начало, господа! Я решил...Мы, мужчины, тоже должны...Я решил отдать крестьянам-косцам все свои старые костюмы до единого, и обувь...
-Я представил себе! Хороши они будут на покосе во фраках!
(из фильма " Неоконченная пьеса для механического пианино") .
Отношение к благотворительности – причина ссоры Л.Н. Толстого с И.С. Тургеневым. Тургенев придавал благотворительным целям важное значение, Толстой же воспринимал их с иронией.
И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой часто ссорились из-за несовпадения взглядов по многим вопросам: понимание целей и задач человека, отношение к власти, религии, быту. И это разногласие во мнениях двух великих людей неудивительно, ведь И.С. Тургенев был сторонником эволюционного развития общества, а Л.Н. Толстой – главный бунтарь русской жизни, он хотел всё переделать по-своему, даже религию основал свою («В чём моя вера»), за что был отлучён от церкви.
Взгляды классиков не сошлись во мнениях по вопросу отношения к благотворительности.
Однажды во время дружеской беседы у Тургенева спросили, доволен ли он новой гувернанткой, которую нанял для дочери. Тургенев не без гордости сообщил, что гувернантка приучает его драгоценную Полинет к делам милосердия. Например, среди её обязательных занятий – починка и штопка одежды для бедняков.
Услышав это, Толстой вознегодовал. Он заявил, что богатая девица в дорогом платье, штопающая ветхие лохмотья, – это плохой спектакль, а не помощь простому народу. Дружеская беседа завершилась скандалом. Вчерашние друзья разъехались лютыми врагами.
*
Кто из них прав?
С высоты исторического времени мы смело можем утверждать, что Л.Н. Толстой оказался прав. Во всём. Истинный борец за счастье простого народа. А его оппонент И.С. Тургенев предпочитал «созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи» (писал Тургенев в 1848 году).
Скучающие от безделья дворяне не в состоянии были понять (или не хотели), что каждый человек должен иметь право и возможность покупать себе одежду сам, а не донашивать за кем-то чьи-то «благотворительные» обноски. «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» («На дне». М. Горький).
Ну, а если глубже копнуть проблему мнимой благотворительности, то вам сюда ТЫЦ :
... нами все чаще управляют капризы тех, чьи психологические швартовы разорваны тем самым богатством, которое дает им такую несравненную власть.
... Рассмотрим доказательства: технологические магнаты, одержимые колонизацией космоса, пока Земля горит; миллиардеры со странными фиксациями потомства…
... Когда неограниченные ресурсы исключают слово «нет» из словарного запаса…
…Структурно нам нужны надежные механизмы перераспределения богатства - прогрессивное налогообложение, реформы наследования и антимонопольное правоприменение - для того чтобы помочь разбавить сосредоточение…
... И да, мы, возможно, должны отстаивать ресурсы психического здоровья для самих ультрабогатых, не только как индивидуальное вмешательство, но и как государственную защиту