Наблюдательная вышка на дереве, сколоченная для одного из эпизодов фильма "Женя, Женечка и «катюша»" (кадр из фильма, 1967 г.), напомнила мне случай из моего детства, проведённого в Знаменске Калининградской области. Кстати, один из эпизодов этого фильма был снят в Знаменске: кадры сцены с переодеванием солдат снимали на фоне руин здания бывшего окружного суда Велау (Знаменска), в этом эпизоде задействованы руины дома на перекрёстке улиц Ленина и Черняховского.
По свидетельствам местных жителей, наблюдательная вышка на дереве, сколоченная для одного из эпизодов картины, просуществовала до 2016 года.
Как-то в школе (я училась тогда в третьем или четвёртом классе) нам дали необычное задание на дом: собрать и оформить гербарий, состоящий из еловой ветки, шишки и семян ели. Прибежала домой, поставила портфель и бросилась искать ель и шишки.
Моя улица Полевая заканчивалась на пересечении с Садовой, где каждый раз по дороге в школу я читала надпись, красиво и аккуратно написанную печатными буквами масляной краской красного цвета прямо на доме: «Мы дойдём до Берлина!». О войне я знала мало: ну, ходила в кино, видела несколько фильмов – вот и все мои познания на тот момент, но тем не менее надпись действовала магически: доставляла удовольствие, радость и гордость, как будто и я к этому причастна, хотя понятия не имела, где тот Берлин находится. Знала только, что мы живём в Европе! (далее - что написано курсивом - можно не читать). Об этом торжественно заявил Вова К., однажды получивший данную информацию в школе и передавший свои научные познания нам (он был постарше нас). А чуть позже, когда мои родители переехали в Донбасс и я поступила в новую школу, на дополнительный вопрос учительницы "В какой части света мы живём?" я уверенно ответила: "В Азии!". Рассудила так: раньше жила в Европе, переехали - теперь значит в Азии. Учительница не снизила мне оценку за урок, сказала с улыбкой: "Просто Алла в связи с переездом ещё не успела сориентироваться". Боже, какие золотые у меня были учителя! что там, что здесь! Низкий поклон им и вечная память!).
На пересечении улицы Садовой и Октябрьской возле дома росли три огромных ели. Странно: шишек не оказалось ни на них, ни под ними. Как это?! Взяла только еловую веточку.
Решила побежать в сторону воинской части искать шишки. По улице Шоссейной растут одни каштаны, возле воинской части елей не оказалось. Оббежала пол-Знаменска – и ничего не нашла. Мне стало страшно: вдруг я не смогу выполнить домашнее задание?! Все принесут гербарий, а я что скажу?! Как можно будет дальше жить после такого позора!
На обратном пути решила сократить дорогу домой: возле бумажной фабрики спустилась с небольшой горы вниз в овраг (наше любимое место для катания на санках зимой), там протекал ручеёк Знаменка, прошла метров 500, поднялась из оврага вверх и… О чудо! За высоким дощатым забором увидела деревянную наблюдательную вышку, на посту стоял солдат с ружьём, а рядом возвышалась огромная ель. Я прижалась лицом к забору, чтобы рассмотреть в щель, есть ли под елью шишки. Их оказалось множество, как будто кто-то в лесу насобирал несколько мешков шишек и высыпал их все именно под эту ель.
Душа радостно затрепетала.
Только что же делать?! Ведь солдат стоит на посту с ружьём! Вдруг я начну с ним разговаривать, а он выстрелит в меня? В кино так и показывали: «Стой, кто идёт! Стрелять буду!» - а потом стреляли.
Но жуткий страх и стыд испытать позор за невыполненный долг – домашнее задание - оказался сильнее страха смерти. Я набралась смелости (будь что будет!) и прокричала свою пламенную речь:
- Солдат! Мне задали в школе собрать гербарий …" - и стала рассказывать ему: где я уже была, что я делала и как мне жить дальше, если не сделаю гербарий. Закончила речь просьбой : "Можно я перелезу через забор и возьму одну шишку?".
Солдат молча выслушал, потом осторожно осмотрел с вышки всё вокруг, убедился, что никого нет. Я за ним наблюдала одним глазом через заборную щель. Ни слова не говоря спустился вниз, насобирал шишек и перебросил их мне через забор. Молча вернулся на свой пост, который по уставу нельзя было покидать ни в коем случае! Но желание помочь ребёнку оказалось сильнее страха перед возможным дисциплинарным взысканием.
Я набрала шишек в подол платья, крикнула «Спасибо, солдат!» и, счастливая (осталась жива! да ещё с шишками!), побежала домой делать гербарий.
Добрый, чуткий, отзывчивый солдат. Выслушал, понял, помог. В какой-то степени рискуя получить неприятности от начальства. Но время было мирное, тихое, спокойное - всё обошлось благополучно.
P.S!
Ответ на комментарий "Описываете ситуации, которых не может быть"
Но было! Допускаю, что сомнения вызывает ряд обстоятельств. 1. Дощатый забор, в то время как даже на простых огородах заборы были из колючей проволоки (военный городок всё-таки, колючую проволоку достать можно было без проблем). 2. Почему ограждалась территория, находящаяся в частном секторе, где рядом были жилые домики с огородами, когда неподалёку, на расстоянии где-то 2 км, находилась настоящая воинская часть, с КПП, дежурными на КПП. Там проходили службу "срочники"(призывники).
Версии: возможно, это был какой-то гражданский склад, где "ничего военного" и относящегося к службе. Но охранять его всё-таки надо было. Требовались сторожа. А где их взять и чем платить? Договорились в воинской части, чтобы им солдатиков прислали. Солдат спит стоит, а служба идёт. ))
Солдат иногда присылали даже помочь по хозяйству: сено косить, сарайчик построить или ещё там что-то. И в школу учеников возили на военной машине, в кузове, покрытом брезентом. Впереди на кузове была надпись :"Школьная". За рулём сидел солдат. Кто-то по-прежнему считает, что такого не может быть?