Было – стало. Знаменск Калининградской области. Мысленно вхожу в первую фотографию («так было»).
Чувствую себя здесь хорошо, как будто в детстве побывала. Просторно, красиво, уютно, спокойно. Деревья вдоль дороги украшают путь, летом спасают от жары, укрывая тенистой прохладой. Просто приятно находиться в этом месте, всё радует глаз. Во всём чувствуется присутствие архитектурной мысли и замысел заботливого хозяина. Знать бы – кто он? Бургомистр Велау? (так до войны назывался Знаменск).
А теперь вхожу во вторую фотографию, современную. Вроде бы всё то же самое. Но почему мне так пусто, одиноко здесь, как будто бы нахожусь в зоне отчуждения? Ну, изменилась дорога: нет больше деревьев, пусто без них стало. Справа видна одна ель, да и та за чужим забором. Забор... Зачем он здесь появился? Украл частицу простора и свободы. Оставил только голый одинокий участок пути. Да и католическая кирха, построенная в 1928 году на улице Нойштадт в городе Велау (Знаменск), почему-то оказалась у самой дороги, что поставило её в унизительное положение - находиться в одном ряду на равных с другими зданиями, расположенными на одной улице. Не посодействовало созданию прекрасного пейзажа исчезновение нежной берёзовой аллеи, ведущей в дом Божий. Вместо неё мы видим на второй фотографии остановочный пункт маршрутных транспортных средств. Как мило!
Какой архитектор это всё придумал? Было - стало... Теперь это не то очаровательное место, где хочется остановиться и окинуть взором всё вокруг, а просто участок дороги, который стремишься как можно быстрее пройти, чтобы глаза его больше не видели. Летом в жару негде будет укрыться.
Пытаюсь понять себя: неужели так плохо стало из-за забора и отсутствия деревьев? Ах да, ещё хозяина не стало видно…
«Ах да, Аникина прошла…» (из фильма «Журналист»)