Афанасий Афанасьевич Фет

Лирику Фета можно назвать чудом

Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о прошлом и надеждами на будущее, эта лирика абсолютно своеобразна и образует одну из величайших вершин русской литературы.

Поэт подарил человечеству свои замечательные стихи, трудно выбрать лучшие из того обилия драгоценностей, которые он создал.

Его стихи не застыли на бумаге, а продолжают жить в музыке, живописи, в наших сердцах.

Введение

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892) – русский поэт-классик, неповторимый, истинно гениальный.
«Самое заветное у Фета – его …"пейзажная" лирика, чаще всего соединенная с любовными и философскими мотивами. Здесь он целомудрен. Сосредоточен и тих, как молитва». Монах Лазарь (Кузьминский)

Лирику Фета можно назвать чудом. Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о прошлом и надеждами на будущее, эта лирика абсолютно своеобразна и образует одну из величайших вершин русской литературы.

Поэт подарил человечеству свои замечательные стихи, трудно выбрать лучшие из того обилия драгоценностей, которые он создал.

Его стихи не застыли на бумаге, а продолжают жить в музыке, живописи, в наших сердцах.

Цель   Веб-квеста – рассмотреть особенности поэтики стихотворений Фета (ассоциативность, музыкальность и импрессионизм) как высочайшее достижение русской лирики; познакомиться с импрессионизмом в искусстве, творчеством художников- импрессионистов, научиться применять приёмы композиционного анализа поэтического текста, развивать читательскую культуру и творческое воображение.

Работа над веб-квестом  создаст  условия для формирования информационной культуры; расширит  кругозор и знания в следующих предметных областях:

  • Литература
  • История
  • Языкознание
  • Изобразительное искусство
  • Музыка

Ожидаемые результаты:

Вы  получите  представление о величайшем поэте и отличительных особенностях его поэзии, расширите свой кругозор, ответите для себя на многие спорные вопросы, вдумчиво и внимательно проанализируете стихотворения Фета, проследите  судьбу произведений в других видах искусства.

Далее

Направления исследования

Основные особенности поэтики стихотворений Фета:
  • >любовь к жизни;
  • >ассоциативность, суггестивность, мгновения жизни, впечатления поэта;
  • >импрессионизм в лирике, «безглагольность» Фета;
  • >психологический параллелизм в композиции: сопоставление мира природы и мира человека;   
  • >поэтический язык произведений, метафоричность фетовской лирики;
  • >«музыкальность» и совершенство лирики;
        
Вам   нужно будет выступить от имени следующих персонажей:

Роль 1. Биограф

Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета. А. Жемчужников

Фет ограждал свой художественный мир от социально-политических проблем, он был сторонником «чистого искусства». Но нельзя сказать, что социально-политические проблемы оставляли Фета равнодушными: он был ярым помещиком-крепостником, осуждал крестьянские реформы, его публицистические статьи и очерки постоянно становились предметом острых дискуссий.

А.А. Фет – это сплав двух взаимоисключающих состояний души. Фет-поэт и Шеншин- помещик слились в нём воедино. Одна половина его души создавала божественную лирику, другая жила в гвардейском штабс-ротмисте, помещике и ретивом хозяине. Двойственность личности А.Фета – это ответ к тайнам, сокрытым в его лирике, лишь, познав тайны А. Шеншина, можно узнать А.Фета – поэта, без которого не мыслится русская литература.

Ваша задача – выяснить, какими событиями в жизни поэта была обусловлена его «двойственность личности»; найти и проанализировать соответствующую инфомацию путём исследования жизненного и творческого пути поэта.

Придумайте стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.

При изучении информации помните о своей роли и поставленной перед вами задаче.                   

                                                                                               

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Какую роль сыграло в жизни Фета лишение его всех привилегий потомственного дворянина?
  • Каковы жизненные убеждения Фета?
  • Можно ли упрекать поэта в прагматизме?

Предоставьте информацию, используя Интернет – ресурсы и другие источники, имеющиеся на сайте

Роль 2. Искусствовед. Живопись

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 г.

Фет стремится зафиксировать в стихах впечатления от мига жизни (не реальность), создаёт импрессионистический образ природы в лирике.

В Европе в это же время появляются художники, которых все отвергают: у них непонятные картины. Позднее живописцы с такой же манерой появятся и в России. Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне, Камилл Писсарро, Фредерик Базиль, Константин Коровин, Валентин Серов, Игорь Грабарь.

Импрессионизм (фр.- впечатление) – направление в искусстве конца 19 в. – начала 20 в. Фрагментарность композиции, мгновения жизни, впечатления художника от реальности (а не реальность), воздушность, размытость, свежесть. Раздельные мазки, наложенные на холст.

Ваша задача - установить связь поэзии Фета с импрессионизмом в изобразительном искусстве, аргументировать информацию примерами из живописи, установить связь идеи с идеями произведений русской живописи и музыки; раскрыть живую связь лирики Фета с литературой и живописью XX века.

Придумайте стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.

При изучении информации помните о своей роли и поставленной перед вами задаче.

Вопросы для исследования:

  • Что обозначает термин «импрессионизм» ?
  • Когда и где зародилось это течение в искусстве?
  • В чём его основные особенности?
  • Почему Фета считают основоположником символизма в русской литературе?
  • Какие картины русских художников могут послужить иллюстрациями к стихотворениям Фета?

Найдите необходимую вам информацию, используя Интернет – ресурсы и другие источники

Роль 3. Литературовед

Композиция стихотворений Фета построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.

Ваша задача – подготовить анализ поэтического текста, информацию о сюжете, композиции ; выяснить, какова роль психологического параллелизма в раскрытии идеи лирического произведения, в чем оригинальность фетовской лирики.

Придумайте стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.

При изучении информации помните о своей роли и поставленной перед вами задаче.

Подготовьте ответы на вопросы и задания:

  • Вспомните, что такое параллелизм в литературе
  • Проследите по тексту развитие сюжета лирического произведения.
  • В чем особенности композиции стихотворения? Хронологически ли расположены события? Что для автора важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?
Предоставьте информацию, используя Интернет – ресурсы и другие источники

Роль 4. Языковеды

Ваша задача – выяснить, с помощью каких приемов проявляется поэтическое искусство Фета, доказать исследовательским методом, что поэзия Фета насыщена метафорами, эпитетами, подтвердить примерами суггестивность лирики Фета.

Придумайте стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.

При изучении информации помните о своей роли и поставленной перед вами задаче.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы и задания:

  • Выясните значение термина «суггестивность»
  • Какие изобразительно – выразительные средства использует автор?
  • В чем особенность фетовской метафоры?

Предоставьте информацию, используя Интернет – ресурсы и другие источники

Роль 5. Искусствоведы. Музыка

П.И. Чайковский, считавший Фета гениальным лириком, видел в особой мелодичности основную черту его поэтической индивидуальности: "...Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и делает смелый шаг в нашу область, (то есть музыку). Поэтому часто Фет напоминает нам Бетховена, но никогда Пушкина, Гёте или Байрона, или Мюссе. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражением словом."

На что Фет ответил: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил моих».

Ваша задача - получить информацию о музыкальности стихотворений Фета, показать отражение лирики поэта в музыке великих композиторов, доказать актуальность произведений Фета

Придумайте стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.

При изучении информации помните о своей роли и поставленной перед вами задаче.

Вопросы для исследования:
  • Какими способами создаётся музыкальность стихотворения?
  • Назовите композиторов, которых вдохновила на написание музыкальных произведений лирика Фета.
  • Раскройте историю одного из романсов на стихи Фета

Найдите необходимую вам информацию, используя Интернет – ресурсы и другие источники

Обобщение по Веб - Квесту

Поэзия А.А. Фета – это чистый родник, в котором серебрится святая вода. К этому роднику мы припадаем, чтобы испить духовной красоты, получить радость и наслаждение.

Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в светлую и радостную жизнь, полную любви и счастья. Со страниц фетовской поэзии льется прекрасная музыка; душа, испив святой воды глоток, наполняется сладкими ощущениями от увиденных в воображении картин занимающегося утра и тёмной ночи, озарённой звёздами, когда слышишь «шёпот, робкое дыханье» и волнуешься на первом свидании с возлюбленной, а сердце уносится в «звенящую даль».

Изумлению нет конца, ум отказывается поверить, что наш поэт в нескольких строчках может так много сказать! Н.А. Некрасов сказал о творческой силе Фета проникновенные слова: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет…».

Вопрос о ценности писателей прошлого решает время, и оно вынесло свой вердикт: Фет с нами. Его произведения не застыли на книжных полках мёртвым грузом, они по-прежнему актуальны: со сцен звучат песни на стихи Фета, а его триумфальное стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом» знает каждый человек.

«... Подобной высокой, безграничной, волшебной, изумительной поэзии надо поискать и поискать во всех европейских литературах" А.В. Дружинин

Поэт сравнивал себя с угасшими звездами (стихотворение «Угасшим звездам»), но звезда поэзии Фета разгорается все ярче.

Ресурсы и источники информации

Ресурсы
  • Программа PowerPoint для подготовки слайд-шоу
  • Графический редактор PhotoShop или Paint для обработки иллюстраций
  • Ссылки на Интернет-ресурсы
  • Энциклопедические словари
  • Периодические издания
  • Дополнительные ресурсы могут включать справочную литературу по искусству, репродукции художников

Список использованной литературы и источников

  • А.А. Фет. Поэт и мыслитель. Сборник научных трудов. Гл. ред. Е.Н. Лебедев. - М.: Наследие, 1999. - 308 с.
  • Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» А. Фета. - М.: Художественная литература, 1975. - 112 с.
  • Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. - Л.: Наука, 1990. - 137 с.
  • Гапоненко П.А. О поэтике А.А. Фета. // Литература в школе. - 2000. - № 8. - С. 2 – 5
  • Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова. // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. - СПб.: Азбука, 2001. С.27 - 42.
  • Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Книга для учащихся. - Москва: Просвещение 1989 г. - 159 с. - (Биография писателя).
  • Путешествие в страну Поэзия. Лениздат . 1976
  • Фет А.А. Стихотворения; Москва-Ленинград, 1969 г.
  • Фет А.А. Стихотворения; Москва "Правда", 1983г.

Критерии оценки работ учащихся

Отлично Хорошо Удовлетворительно
Понимание задания Работа демонстрирует точное понимание задания Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.
Выполнение задания Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.
Результат работы Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.
Творческий подход Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. Учащийся просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Заключение

Обсуждение результатов работы
    

Применение технологии WEB – квест при изучении  поэзии Фета способствовало:

  • повышению мотивации к самообучению; 
  • формированию  новых компетенций;
  • реализации креативного потенциала учащихся;
  • повышению  личностной самооценки; 
  • развитию  невостребованных в учебном процессе личностных качеств.