Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

19
фев
2011

Знатокам и любителям русского языка

Знатокам и любителям русского языка.
Предлагаю посмотреть задания городского конкурса знатоков русского языка и попробовать свои силы, проверить знания.

5 класс.
1. Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков совпадает:
Баян, рояль, косьба, солнце, роль, люстра, гамма, смеюсь.
2. Расставьте ударения в словах:
Процент, каталог, прибыл, положил, красивее, приговор, средства, звонит.
3. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:
Лог, люк, яр, лёд, краб.
4. Разберите слова по составу:
Приморский, переоценка, вскоре, разулыбаться, стульчик, перчик.
5. У писателя С.Львова есть книга под названием «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
6. Подберите антонимы к словам добрый, горячий, весёлый.
7. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф?
8. Найдите лишнее слово среди синонимов:
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
9. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.
10. Составь СМС-сообщение другу или подруге с поздравлением ко дню рождения (* Марта, дню Святого Валентина, Новому году).
8 КЛАСС
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нкесидел на ж…стком диване и пил деш…вый ж…лудёвый кофе изредка ч…каясь со своим отражением в тяж…лом глянц…витом самоваре стоящ…м на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…РТ был большой обж…ра и несмотря на изж…гу и больную печ…нку он объедался крыж…вником со сгущ…нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем ч…РТ молодц…вато встряхнув ч…лкой пустился танц…вать чечтку. Ц…канье его копыт было столь сильным, что на ц…кольном этаже думали что наверху гарц…вала лошадь.
2. На какой слог падает ударение в словах
Жалюзи, партер, эксперт?
Почему выяснение происхождения этих слов поможет никогда не ошибаться в их произношении?
3. Определите, к какой части речи относится каждое из приведённых ниже слов. Составьте с ними словосочетания (если слово многозначное, можно принимать во внимание любое его значение).
Образец: неразлучная тройка (имя существительное).
4. Приведённые ниже устаревшие слова распределите по двум столбикам:
А) архаизмы:
Б) историзмы.
В чём отличие архаизмов от историзмов?
Лицедей, чело, опричник, дьяк, уста, пиит, урядник, ланиты, купец, помещик, зерцало.
5. Прочитайте шуточное стихотворение А.Усачёва «Что такое идиома?» и выполните задания.
Выпишите все устойчивые обороты. Как иначе они называются?
Отметьте сочетания, свойственные разговорной речи.
Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что у Вас не все, мол, дома…
Отвечайте:
- Я и брат!
- В голове у вас солома
Или каша в голове – это тоже идиома.
А точнее, целых две.
Фразу «взяли ноги в руки»
Умный правильно поймёт.
А хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.
Кто-то долго тыкву чешет.
Не поймёт, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Чтоб навесить всех собак.
Идиомы – это фразы,
Смысл которых между строк.
Вы поймёте это сразу,
Если варит котелок.
6. Проанализируйте ряд, состоящий из четырёх слов, и найдите лишнее, то есть то, у которого нет признака, общего для остальных языковых единиц. Объясните, почему именно это слово является лишним.
Пароход, парная, парик, парник.
7. Изменится ли синтаксический состав предложения. Лунная ночь – при изменении порядка слов? Ночь лунная. Объясните свой ответ.
8. Известный испанский поэт и драматург П.Кальдерон утверждал: «Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова». Выразите своё отношение к высказыванию.


Добавить комментарий