Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

28
янв
2011

Учение с увлечением!

Практические задания при изучении темы "Лексика".
Предлагаемые задания помогут заинтересовать учащихся изучением темы "Лексика", будут способствовать развитию логического и творческого мышления, активизации учебного процесса, самообразовательной деятельности учащихся.

Виды работ при изучении темы:
1.Диктант по «Лексике» «Угадай словечко».
Даётся толкование слова, нужно записать само слово.
Лексический диктант – диктуемым словам дать толкование.
Игры. Вспомните произведения, в названиях которых встречаются антонимы.
«Война и мир» – «Отцы и дети» – «Дни и ночи» – «Толстый и тонкий» – «Что такое хорошо и что такое плохо».
Отгадай загадки. Подсказка – все отгадки – растения.
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
(крапива)
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.
(колосок)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок –
Остался стебелёк.
(одуванчик)
Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
(подсолнух)
К тому, что прикасается,
Привязчивый, цепляется.
Он, будто ёжик колкий,
Кругом торчат иголки.
(репейник)
Подумай, что помогло тебе разгадать загадки?
2. Подбери к данным словам синонимы, расположи их в степени возрастания признака:
Сердитый, смелый, строгий, жадный, старательный, неискренний, неопрятный, худой, аккуратный, весёлый.
Слова для справок: неряшливый, нечистоплотный; мизерный, щуплый; ликующий, радостный; тщательный, скрупулёзный, лицемерный, лживый; ретивый, усердный, рьяный; драконовский, неумолимый, суровый; скупой, скаредный; взбешённый, гнеыный, свирепый; неустрашимый, безбоязненный.
3. Выпиши попарно прилагательные-антонимы:
Задумчивый, сладкий, белый, бронзовый, простой, бесприютный, берёзовый, седдддой, горький, медовый, тонкий, чёрный, сахарный, полосатый, глазастый, сложный, толстый, рваный, костяной, хрупкий, талантливый.
4. Запишите и отгадайте загадки.
Объясните написание о-е после шипящих
По чаще идёт таёжный хозяин. Валежник ломает, пч…л разоряет.
Хищник0ворище ногами рыщет, добычу ищет. Зубами щ…лк. Кто это?
Маленький, удаленький, сквозь землю прош…л, красну шапочку наш…л.
Растут его кудряшки, как ш…рстка на барашке, но он всего лишь кашка для красного барашка.
Ч…рненькая собачка, свернувшись, лежит, дом сторожит.
Ш…л долговяз, в сыру землю увяз.
Белое поле, ч…рное семя; кто поле сеет, тот разумеет.
Ж…лтые комочки возле нашей квочки.
Бежит каменный ремень мимо сёл и деревень (шоссе).
5. Замени, где возможно, словосочетания синонимами, объясни их значение:
Железная руда, словесная руда, стальная птица, стальная отливка, презренный металл, чугунные веки, чугунное литьё, медный лоб, медный сплав.
6. Определи общее понятие для данных прилагательных-антонимов:
Мелкий - крупный, бедный – богатый, лёгкий – тяжёлый, хороший – плохой, дорогой – дешёвый, холостой – женатый.
Слова для справок: возраст, время, имущество, общий размер, толщина, вес, качество, семейное положение, громкость, стоимость.
7. Определи значение металлургических терминов, употреблённых в переносном значении.
Стальная птица, стальной трос, стальной взгляд, стальные нервы, стальное литьё, стальные глаза; железная воля, железный характер, железный кружок, железная дисциплина, железная плита, железная логика, железное здоровье, железное изделие; золотая молодёжь, золотые часы, золотая середина, золотой век, золотое кольцо, золотой дождь, золотая лихорадка, золотой браслет.
8. Прочитай текст, докажи, что Сёма перепутал прямое и переносное значение слова «возьму»:
Ежовы рукавицы.
Заспорили как-то ребята: у какого зверя шуба теплее? Одни кричат: «У медведя!» Другие кричат: «У волка!» Третьи: «У лисы!» А Сёма молчал, молчал, да и говорит:
- Самая тёплая шуба у ежа.
- Как так? – зашумели ребята.
- С каких это пор иголки теплее меха?
- А вот так, - стоит на своём Сёма. – Мне мама часто говорит: «Погоди, Сёма! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы – то-то жарко станет!»
Скажи, какие доводы могла приводить каждая группа ребят в защиту своего мнения.
9. Мысли самостоятельно! Анализируй знания, используя свой опыт!
Прочитайте заметку из журнала «Техника – молодёжи!» Значение каких слов вам непонятно или не совсем понятно? Выпишите их и обратитесь к толковому словарю.
Неужто подружиться с живым существом легко, а с почти умной машиной – нельзя? Жизнь свидетельствует, что человек способен сердечно привязываться к аппарату или прибору. Особенно, если они наделены хотя бы элементарным «сознанием». И наоборот – чем сложнее становятся машины, тем разборчивее они относятся к партнёру. С одним оператором срабатываются и не выходят из строя, а с другим, как тот ни старается, капризничают. Есть такие симпатичные для роботов наладчики, которые пользуются у них особым успехом.
Наладчик – работник, который приводит машину в рабочее состояние. Неужто (разг.) – то же, что неужели. Оператор – человек, работающий с машиной.
Среди новых для вас слов назовите многозначные. Постарайтесь запомнить значения новых для вас слов. Для этого запишите их толкование, составьте с ними словосочетания, предложения.
10. Прочитайте диалог. Докажите, что неправильный ответ Вити вызван тем, что он перепутал лексическое и грамматическое значение слов.
- Витя, - обратился учитель к ученику. – Назови прошедшее время глагола просыпаться.
- Спать, - ответил Витя.
11. Прочитайте отрывки из стихотворений М.Ю.Лермонтова. Скажите, какие слова употреблены в переносном значении.
Как солнце зимнее прекрасно,
Когда бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!
***
Спеша на север из далёка,
Из тёплых и чужих сторон
К тебе, Казбек, о страж востока,
Принёс я, странник, свой поклон.
***
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой…
***
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчет ветер,
Зелёные ветви лаская…
11. Сказка про конец и начало.
Приполз Муравей на берег моря. Стал глядеть, как волны одна за другой на берег накатываются, и загрустил: «Море такое большое, а я такой маленький... За свою жизнь я не смогу даже увидеть конца его. И зачем я живу на свете?»
Сел Муравей под пальму и зарыдал – так стало ему горько и обидно.
Тут пришёл на берег Слон и спрашивает:
- Ты чего, Муравей, плачешь?
- Как же мне не плакать! Конца моря не видно. Ты, Слон, вон какой огромный. Может, ты увидишь?
Стал Слон вглядываться: смотрел-смотрел – ничего не увидел. Сел рядом с Муравьём и тоже заплакал.
Данный текст является началом сказки. Придумайте её продолжение.


Комментарии
Да, есть над чем задуматься. Спасибо! <a href="http://pamm.su/"></a><a href="http://vts56.ru/"></a><a href="http://vooip.ru/"></a><a href="http://shiftfm.ru/"></a><a href="http://vet-vizov.ru/"></a><a href="http://superping.ru/"></a><a href="http://moscow-invest.ru/"></a>
Опубликовано пн, 04/04/2011 - 02:38 пользователем vergyn7
Добавить комментарий