Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

01
фев
2011

Ко дню святого Валентина

Размышления о Дне святого Валентина.
День святого Валентина – сравнительно новый праздник у нас. Помню, когда в первый раз его отмечали в школе, не воспринимала происходящее, недоумевала: что случилось, почему и зачем всё это происходит?
Работала праздничная «почта», дежурные весь день разносили открытки в виде сердечек, на которых были записаны поздравления и пожелания.

Поздравляли девочки девочек и мальчиков, учителей, суетились, бегали по школе радостные, со сверкающими от счастья глазами и улыбками на лицах. Хотелось спросить: а что, собственно, произошло, из-за чего сегодня такой переполох? Почему и зачем именно в этот день вдруг ни с того ни с сего понадобилось дарить открытки и делать сюрпризы с «сердечным» намёком? Ученики объяснили «отсталым слоям населения», что празднуют День святого Валентина. Больше они ничего добавить не смогли, потому что, скорее всего, и сами толком не знали. Праздник влюблённых объявили, что ещё надо?
А надо узнать, откуда он к нам пришёл, его историю, символику и, в конце концов, целесообразность. Нельзя же быть клоунами, или лучше сказать – попугаями, бессмысленно повторять за кем-то непонятные для себя слова…
Так вот, праздник День святого Валентина – католический. Отсюда следует вывод: не наш. Именно поэтому его раньше никогда в России и не отмечали. Отношение католической и православной церквей к этому празднику неоднозначное. Ислам вообще относится негативно к этому празднику. Так что следовало бы поосторожнее с праздниками-то… Русская православная церковь негативно относится к празднику, об этом забывать не стоит. К тому же и католическая церковь отказывается праздновать день святого Валентина, у них не проводят никаких торжественных молебнов и служб в этот день. А чтобы поставить точку в этом вопросе, католическая церковь стала отмечать 14 февраля как день памяти святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Очень мудрое решение… Но об этом мало кто знает… И молодёжь по-прежнему с широким размахом празднует День влюблённых, им это ближе, чем просвещение…
Хотя вопросов для размышлений остаётся много…
Подумайте,не является ли внедрение праздника всего лишь результатом коммерциализации? Ведь отмечающие этот праздник люди дарят друг другу цветы, конфеты, игрушки, открытки-валентинки, которые, кстати, являются самыми популярными открытками после рождественских и приносят немалый доход пронырливым предпринимателям.
Но оставим экономическую тему коммерциализации праздников и «поговорим о наших баранах».
В 269 году римский император Клавдий 2 приказал убить святого Валентина за его проповедническую деятельность среди молодёжи. Он был казнён 14 февраля, а позже канонизирован церковью. Житие св. Валентина обросло легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно легенде, в те далёкие годы мужчинам запрещено было связывать себя узами брака, чтобы они лучше могли служить императору и государству, будучи не обременёнными тяжкими семейными заботами и ответственностью. Святой Валентин сочувствовал влюблённым и помогал им тем, что тайком венчал их. Когда это стало известно власти, священника кинули в тюрьму. Там он влюбился в дочку надзирателя Джулию и перед казнью написал ей признание в любви – валентинку.
Согласна с мнением, изложенным в Википедии:«В принципе в самом наличии праздника, посвященного самому возвышенному чувству, ничего плохого нет. Тем более что современное общество испытывает острый недостаток любви и элементарной человеческой теплоты. Хронические стрессы и усталость современного обывателя психологи связывают именно с дефицитом искренних чувств. Однако в России, как и во всем мире, праздник «чистой и светлой любви» приобрел коммерческий оттенок. Ретейлеры ожидают роста продаж праздничной атрибутики: сувенирных сердечек, открыток и т. д. Основную массу покупателей, по статистике, составляет молодежь».
На Руси есть свои покровители влюблённых – это Пётр и Феврония Муромские, в честь которых совсем недавно (2008год) учреждён День супружеской любви и семейного счастья, его дата – 8 июля. Как всё хорошее, праздник пока не прижился. «Mata herba cito krescit», - прошу прощения за мою «латынь», но так сказал нам когда-то преподаватель на лекции по латинскому языку и добавил: «Это латинское изречение в переводе гласит: «Плохая трава хорошо растёт». Пояснил смысл изречения: «Вы скорее запомните сальный анекдот, чем это крылатое латинское изречение». Потрясённая сказанным, я только потому и запомнила это изречение на всю жизнь, да и то записала, скорее всего, с ошибками. День супружеской любви и супружеского счастья не прижился, а праздник, не признающийся ни одной религией мира, набирает с каждым годом всё большую популярность. Кстати, поэтому я вспомнила латинское изречение. "И мне не хочется, задрав штаны, бежать вослед за этим комсомолом…» К чему ещё эти строки Е.Евтушенко? Прочтите его стихи «Памяти Есенина»:

ПАМЯТИ ЕСЕНИНА
Поэты русские,
друг друга мы браним —
Парнас российский дрязгами засеян.
но все мы чем-то связаны одним:
любой из нас хоть чуточку Есенин.
И я — Есенин,
но совсем иной.
В колхозе от рожденья конь мой розовый.
Я, как Россия, более суров,
и, как Россия, менее березовый.
Есенин, милый,
изменилась Русь!
но сетовать, по-моему, напрасно,
и говорить, что к лучшему,—
боюсь,
ну а сказать, что к худшему,—
опасно...
Какие стройки,
спутники в стране!
Но потеряли мы
в пути неровном
и двадцать миллионов на войне,
и миллионы —
на войне с народом.
Забыть об этом,
память отрубив?
Но где топор, что память враз отрубит?
Никто, как русскиe,
так не спасал других,
никто, как русскиe,
так сам себя не губит.
Но наш корабль плывет.
Когда мелка вода,
мы посуху вперед Россию тащим.
Что сволочей хватает,
не беда.
Нет гениев —
вот это очень тяжко.
И жалко то, что нет еще тебя
И твоего соперника — горлана.
Я вам двоим, конечно, не судья,
но все-таки ушли вы слишком рано.
Когда румяный комсомольский вождь
На нас,
поэтов,
кулаком грохочет
и хочет наши души мять, как воск,
и вылепить свое подобье хочет,
его слова, Есенин, не страшны,
но тяжко быть от этого веселым,
и мне не хочется,
поверь,
задрав штаны,
бежать вослед за этим комсомолом.
Порою горько мне, и больно это все,
и силы нет сопротивляться вздору,
и втягивает смерть под колесо,
Как шарф втянул когда-то Айседору.
Но — надо жить.
Ни водка,
ни петля,
ни женщины —
все это не спасенье.
Спасенье ты,
российская земля,
спасенье —
твоя искренность, Есенин.
И русская поэзия идет
вперед сквозь подозренья и нападки
и хваткою есенинской кладет
Европу,
как Поддубный,
на лопатки.
1965


Добавить комментарий