На площадке координации «Донецк» тотальный диктант писало 1775 человек. Оценку «отлично» получили 56 человек. Составляем пропорцию, чтобы узнать процент "отличников":
1775 -100%
56 - х
Х = 3,15 %
Практически число «пи»…
И этот ничтожно низкий результат получен ещё благодаря тому, что, как правило, в тотальных диктантах принимают участие самые грамотные ученики… Конечно, можно сослаться на то, что до событий на Майдане (2014 год) школьники Донбасса изучали в качестве основного украинский язык, а не русский. Но всё же…
Для сравнения: в Петербурге на "5" написали работу 10% участников, что тоже не очень высокий показатель.
Теперь представьте, как трудно учителям русского языка создавать в школе картину обязательной 100% успеваемости, когда «А король-то голый!» Может быть, легализовать двойки? Или занизить планку?
Критерии оценивания диктантов слишком жёсткие: за четыре орфографических ошибки – оценка «3», за пять ошибок положено ставить уже «2».
По-моему, критерии оценивания надо пересмотреть, чтобы рекомендуемая педагогикой теория «создания ситуации успеха для ученика» имела место быть.
Самым трудным в диктанте по тексту Юзефовича «Улан-Удэ. Селенга» для участников акции стало слово «поручик»: его писали как «порутчик», «порудчик» и даже «порубщик». Я бы написала "поруччик". Поручик - тот, кому поручают, вручают. Корень - руч-. + суффикс -чик : лёт-чик, доклад-чик, рассказ-чик, перебеж-чик. Логично? Буква Ч пишется после букв д, т, з, с, ж, в остальных случаях пишется - щик (носиль-щик, паром-щик). Чтобы ученикам легче запомнилось правило, я им предложила "запоминалку" : Добрую Тётю Зину Съела Жаба.
Кстати, слово "поручик" раньше писалось так: поруччик и порутчик.
Затруднения вызвало количество букв «н» в слове «мороженое», слитное написание союзов «также» и «тоже» и раздельное написание наречия "так" и указательного местоимения "то" с частицей «же».