Вход в систему
20
мар
2018

Думал ли граф Бенкендорф, что его честь будут защищать коммунисты?


О том, что в Советском Союзе была строгая цензура на телевидении, радио, в искусстве, знают все. Таланты «душили», не давали им пробиться. После развала страны долгожданная «свобода» приняла в объятия своих новых творцов. Только вот хороших фильмов, книг почему-то не появилось, искусство не озарилось новыми именами.

В чём же дело?
Главным «цензором» страны (после Суслова) был Лапин С.Г.
( Сергей Георгиевич Лапин - Председатель Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР с 1978 по 1985 год). О нём я слышала только отрицательные отзывы : «душил цензурой», «губил на корню творческие порывы», «не давал дышать художнику».
Что же это был за человек?

Родился в семье рабочего, работал почтальоном и грузчиком на станции…
Лапин «знал русскую поэзию двадцатого века досконально, все и всех читал, много
стихотворений помнил наизусть. Я и сам люблю поэзию и тоже кой о чем ведал,
но сильно уступал ему в эрудиции», - рассказывает в мемуарах Эльдар Александрович Рязанов о встрече с Лапиным.

- А письма Цветаевой к Тесковой вы читали? В каком издании? В пражском?
Я кивнул.
- Надо читать обязательно в парижском...

Дальше мы начали щеголять друг перед другом сведениями и цитатами,
которые можно было почерпнуть только из книг, изданных на Западе,
запрещенных к ввозу в Россию и вообще у нас в стране недозволенных,
подпольных, нелегальных. В разговоре упоминались книги Надежды Яковлевны
Мандельштам и Ольги Ивинской, воспоминания и "Реквием" Ахматовой, неизданные
стихотворения Цветаевой, звонок Сталина к Пастернаку, подробности о
Нобелевской премии за роман "Доктор Живаго", манделыштамовские стихи "о
кремлевском горце", которые обошлись автору ценою в жизнь, и многое другое,
за что нас обоих по тем временам можно было легко упрятать за решетку. Я
поразился тогда С. Г. Лапину - такого образованного начальника я встречал
впервые».

«Я провел у Лапина полтора часа в интереснейшей беседе о судьбах и путях
отечественной поэзии и ушел, очарованный собеседником».

Любопытный факт:

Кинолента Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» поначалу была запрещена цензурой. Создателям фильма предъявили обвинение: « в сценарии очернено "третье отделение".
Этой тайной канцелярии времен Николая Первого в сценарии придано слишком
большое значение, и изображена она чересчур негативно..."

"Господи! Думал ли Бенкендорф, что через сто с лишним лет его честь
будут защищать коммунисты, руководители советского телевидения!"


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank